Как развивается сестринская наука в Казахстане

28.07.2021


Современные теории сестринского дела, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. 
Цель профессионального образования – это реализация квалификационного потенциала развития личности. С учетом этого, а также возрастающей роли сестринского дела в современной медицине, отечественные университеты обратили внимание на необходимость роста значимости и понимания деятельности медицинских сестер. Доступ к программам обучения в магистратуре и докторантуре Отечественные медвузы, объединившись с ведущими университетами Европы, начали плодотворную работу по реализации проектов, направленных на развитие сестринской науки на уровне магистратуры и докторантуры. Таким действующим на сегодня проектом в Казахстане является проект AccelEd – Accelerating Master and PhD Level Nursing Education Development in The Higher Education System in Kazakhstan – совершенствование сестринского дела на уровне магистратуры и PhD докторантуры в системе высшего образования Казахстана. 
Участниками проекта являются Медицинский университет Астана, Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова, Медицинский университет Караганды, Назарбаев университет, Южно-Казахстанская медицинская академия, Литовский университет наук о здоровье (Литва), Университет прикладных наук JAMK (Финляндия), Университетский медицинский центр Утрехт (Нидерланды), Университет Або Академи (Финляндия), а также Министерство здравоохранения РК и Министерство образования и науки РR
Модернизация в рамках данного проекта означает улучшение управления, планирования, обеспечения качества услуг, интернационализацию и более широкое признание сестринского образования на уровне магистратуры и PhD докторантуры, а также вклад в продвижение обучения на протяжении всей жизни в области сестринского дела. По словам организаторов проекта, первое полугодие проекта было насыщенным и непростым для партнеров, ведь создавалась основа работы участников проекта: разработка консолидированного проектного плана и стратегии диссеминации результатов проекта, создание шаблонов документов, изготовление материалов для продвижения проекта, сайта и мн. др.
Основываясь на международном опыте Первыми, кто проделал успешную работу в рамках проекта, а именно в организации обучающего курса по систематическому обзору доказательств, являются Университет прикладных наук JAMK (Финляндия) и Медицинский университет Караганды. Партнерами был проведен анализ лучших европейских практик и сотрудничества между университетами и медицинскими организациями, проведен обзор литературы по международным практикам сотрудничества в области науки и здравоохранения, изучено текущее состояние взаимодействия в области сестринских исследований между казахстанскими медицинскими университетами и региональными ЛПУ. 
Затем, в мае и начале июня, организован мастер-класс «Бенчмаркинг лучших международных практик в управлении работой факультетов сестринского дела, сотрудничестве и организации образовательных программ PhD, и оценке магистерских и PhD диссертационных работ». Мероприятие было направлено на изучение передового мирового опыта в управлении сестринскими факультетами на уровне докторантуры, оценку магистерских и докторских диссертаций и развитие государственного и международного сотрудничества. В мастер-классе приняло участие 30 человек, включая представителей всех университетов-партнеров, МЗ РК и МОН РК. Организаторами выступили Университетский медицинский центр Утрехт (Нидерланды) и Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова.
Завершающим полугодие мероприятием стал онлайн курс «Содержание и развитие теории сестринского дела» (1 часть) при организации Университета Або Академи (Финляндия) и Медицинского университета Астана, цель которого заключалась в разработке современных теорий ухода за больными и внедрении их в клиническую практику. В обучении приняли участие докторанты и магистранты, а также преподаватели университетов в области сестринской науки. Таким образом, по мнению организаторов, благодаря мастер-классам, семинарам и стажировкам в рамках проекта магистранты и докторанты, преподаватели медицинских университетов могут расширить свои знания и научные познания в своей деятельности. 


Возврат к списку