Медиация в медицине: разрешить конфликт не доводя до суда

08.06.2021


В столице с прошлого года действует Центр примирения «Татуласу орталығы», открытый при Медицинском университете «Астана». Создание центра позволило разрешать медицинские споры, а также повышать навыки разрешения конфликтов медицинских работников, сотрудников и обучающихся университета. На днях здесь состоялся круглый стол на тему «Практика применения медиации при разрешении споров между пациентами и медицинскими организациями: проблемы и перспективы».

Это уже второе мероприятие, посвященное медиации. Как показывает практика, посредством медиации регулируются затянувшиеся конфликты между медицинскими организациями, врачами и пациентами, снижается нагрузка на суды, экономическая нагрузка на медицинские организации по выплате материального ущерба пациентам при оказании им некачественной медицинской помощи. Возросшие требования к оказанию качественной медицинской помощи, факты неблагоприятных исходов медицинского вмешательства убедительно свидетельствуют о необходимости повышения юридических знаний в медицинской профессии.

Распространены случаи, когда врач, будучи хорошим специалистом, не владеет навыками разрешения конфликтов, не может их предотвратить и разрешить. Поэтому сегодня медицинское сообщество как никогда осознает необходимость овладения медико-правовыми знаниями. Для этого в столичном медицинском вузе в 2020 году была создана кафедра медицинского права и этика.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Парламента РК, судьи, медиаторы, юристы-практики, представители Министерства здравоохранения РК, медицинских и юридических вузов, профессиональных объединений медиков, профсоюзов работников здравоохранения и другие.

Один из инициаторов создания медиативных центров в стране – председатель совета директоров НАО «Медицинский университет «Астана», член-корреспондент Национальной академии наук РК Бакытжан АБДРАИМ в своем выступлении отметил роль медицинского страхования в защите профессиональной ответственности врачей.

– Это позволит снизить риск высоких личных затрат врача в случае судебного разбирательства в отношении его профессиональной деятельности, в том числе при непреднамеренном инциденте, – сказал он.

По словам директора экспертного института европейского права и прав человека, профессора Марата БАШИМОВА, центр – это правозащитный потенциал института медиации.

– Медиатор – это омбудсмен, посредник, защищающий права человека, он, к примеру, во Франции так и называется. Поэтому создание таких центров в такой важной сфере, как здравоохранение, – это большой шаг в реализации принципов Конституции Казахстана.
По словам директора Центра эффективного разрешения споров Грэма МЭССИ, в Великобритании такой центр действует более 30 лет.
– В центре создана служба по разрешению медицинских споров, которой в прошлом году через посредничество было рассмотрено более 400 дел, и эта цифра продолжает неуклонно расти с каждым годом, – отметил он.

Опытом Украины в вопросе применения медиации при разрешении медицинских споров поделилась директор Международного центра медиации города Киева, председатель Комитета по трудовому праву Национальной ассоциации адвокатов Украины, адвокат Виктория ПОЛИЩУК.

– Каждый руководитель лечебного учреждения должен позаботиться о разработке и утверждении в соответствии с требованиями действующего законодательства правил разрешения конфликтов, которые должны быть обязательны для выполнения сотрудниками. Такие документы значительно минимизируют случаи возникновения конфликтных ситуаций в сфере здравоохранения Украины, – отметила она.

О планируемом запуске проекта «Медицинский адвокат профсоюза AQNIET» с целью защиты прав пациентов и повышения их доверия к медиации, как доступному способу разрешения споров, рассказал председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников здравоохранения Бахытжан ТАЖИБАЙ. Руководитель Центра примирения «Татуласу орталығы» Жанар УСИПБЕКОВА предложила запустить совместно со столичным Управлением общественного здравоохранения пилотный проект «Рейтинг медицинских организаций по снижению конфликтности между пациентами и медицинским персоналом».


Возврат к списку